Единство как образ мыслей

edinstvo-kak-obraz-myslej

Одним из ключевых понятий в Учении является единство. Это краеугольный камень, на котором базируется практические все остальное, потому что мир во всей своей полноте немыслим без этого понятия. Сама по себе идея единства в том или ином аспекте знакома каждому человеку, вне зависимости от уровня его знаний и осознания. Понимание того, что человек един с природой, доступно даже детям, — ведь мы абсолютно зависимы от среды, в которой существуем. Наше материальное тело является организмом, которому нужны весьма конкретные условия для жизни; и малейшие отклонения приводят к его гибели. И если подумать, сколько условий должно было совпасть для существования разумной жизни на Земле, то это может показаться чудом. Итак, на таком уровне о единстве знает фактически каждый — человек един с миром, как клетки организма едины с человеческим телом. Понимание уже одного этого аспекта делает человека более осмотрительным; он начинает беречь мир, в котором живет, и относиться к нему бережно: «Живите так, словно держите в ладонях весь мир как пригоршню воды; не расплещите его» (Идущий VI, 53).

Я сделаю шаг вперед и уйду от планеты к масштабам Вселенной, потому что единство распространяется гораздо дальше, и условия жизни на Земле подчиняются куда более глобальным законам. В Учении мы говорим о единстве человека со Вселенной. И первое, что приходит на ум, — это, опять же, единство по принципу «клетка-организм». Этот принцип, безусловно, верен; но это лишь одна из его граней. Мы помним, что Учение рассматривает Вселенную как живое существо, которое движется по своему эволюционному пути. Достигнув определенного уровня, Творец преобразовался в субстанцию, которая в Учении называется Духом. Затем часть Духа преобразовалась в энергию — субстанцию более плотную относительно первой. И, наконец, часть энергии преобразовалась в еще более плотную субстанцию, — в материю. Это стало началом нашей Вселенной в том виде, в котором мы ее знаем. Три плана во Вселенной существуют одновременно и тесно переплетены друг с другом, и последний из них — материя — это именно тот физический мир, который проще всего поддается исследованию доступными науке средствами. Разделение на три плана было необходимо для того, чтобы путем эволюции уже внутри этих планов Дух стал более совершенным и Вселенная вышла на качественно иной уровень. Эволюция идет про одному общему принципу — от менее высокоорганизованных форм к более высокоорганизованным, и среди последних — к появлению форм мыслящих, способных осознавать. На этом этапе материя становится инструментом и оболочкой для своего основного содержания — познающей, мыслящей и осознающей сущности. Развитие последней и приводит к эволюции Духа. Говоря об этом, мы приходим к еще одному аспекту единства — к пониманию, что три плана едины и неразрывны друг с другом, и что все, что происходит на одном, мгновенно отражается на всех остальных.

Это можно представить себе в виде некой Матрицы, которая достаточно красиво была показана в одноименном фильме. Представим себе некую виртуальную реальность, где человек управляет аватаром, через который воспринимает виртуальный мир как единственный существующий. Тогда этот виртуальный мир будет для него как материя, где аватар — его «первое тело»; физическое тело будет как энергия — его «второе тело»; и, наконец, сама его личность — это Дух. Любые изменения, которые происходят с первым, виртуальным телом, немедленно сказываются на теле втором, и, естественно, происходящие события приводят к тому или иному формированию личности (Духа). Таким образом, мы можем рассматривать нашу жизнь на Земле, в материальном мире, как существование в Матрице, которая была создана с одной единственной целью: говоря языком компьютерных игр — прокачать личность персонажа для формирования у нее необходимых качеств с целью духовной эволюции. Когда определенные качества получены, тогда человек более не нуждается в аватаре; он «пробуждается» от виртуальной реальности и начинает действовать во «втором теле» в мире энергии, а после этого и на последнем плане — в мире Духа. Более того: прежде чем человек получает право постоянно действовать во «втором теле», он сменяет должное число «аватаров», иными словами, перерождается, пока нужные качества не будут выработаны. Все это является единым слаженным и неразрывным процессом: «Дух пределов не имеет: он есть всё, сливающееся со всем во всём. Помните, что вы есть Дух; плоть же из него изошла и в него возвратится» (Идущий VI, 55-56). Это учит тому, что нужно относиться к жизни своего физического тела без излишнего фанатизма. Тело является инструментом, — пусть и очень важным, но все же инструментом для чего-то большего. Поэтому бессмысленно предпочитать материальные блага благам духовным. Понимая это, люди не стали бы ради ублажения тела физического идти на подлости и прочие мерзости. Ведь «аватар» — это лишь временный инструмент, а из «виртуальной реальности» в реальности другие с собой можно взять только одно: свою личность, но более ничего. Более того, время нахождения в «аватаре» весьма ограничено и измеряется десятками лет, тогда как время, которое человек проводит в мире энергии между перерождениями, куда продолжительнее. Это можно сопоставить с тем, что человек проводил бы несколько дней в виртуальной реальности и год вне нее, и при этом делал бы ставку именно на «игру», а не на реальную жизнь. Он ублажал бы свое виртуальное тело во вред реальному, прибегал бы к разным виртуальным уловкам ради удовольствия, при этом зная, что его настоящее тело страдает. По прошествии нескольких дней «игры» он просыпался бы больным, изувеченным, долго мучился бы и лечился, а в более отдаленной перспективе мог бы даже умереть. Такое поведение заставило бы усомниться в его адекватности. А меж тем, люди поступают именно так. Они делают ставку на «игру» и совершают разные мерзости, которые увечат тело энергетическое, и, что хуже всего, ущемляют Дух, подвергая риску самих себя и будущее всего человечества. Такого человека хотелось бы встряхнуть и сказать: «Осознай уже, что ты творишь, и возьмись за ум!». Таков второй аспект Единства, на который мне хотелось бы обратить внимание. И он дает мысли абсолютно новый масштаб.

Третий же его аспект еще более глобален. Эволюция Духа в конечном итоге приведет к формированию единой субстанции, в которую превратится весь Дух. На этом этапе разделения на осознающие частицы уже не будет, и все они преобразуются в одну единую личность в масштабах Вселенной. Когда я говорила об этом с одним человеком, он задал мне вопрос: «И что же, тогда моя личность будет потеряна?», на что я ответила: «Не твоя личность будет потеряна, а другие личности станут частью тебя, как воспоминания от миллионов прожитых тобой жизней. Ты не потеряешь, что имеешь, но приобретешь несоизмеримо большее». И это обрадовало его, и он ушел довольный, понимая, как многое его ждет. Суть же этого процесса глубинна, и это не только то, что ждет нас в будущем, но и то, что мы имеем уже сегодня. Единство подразумевает, что разделение на частицы как бы условно и временно: «Капли дождя сливаются — и рождается океан» (Эвангелон, 66). Являясь каплями, мы уже сейчас являемся океаном: каждый из нас — это и частица Вселенной, и Вселенная одновременно. Каждый человек — это активный разум и дух Вселенной, и уже во всей его полноте. Изменился только фокус. Это словно на секунду мы стали бы воспринимать себя не человеком целиком, а смогли посмотреть на себя глазами одной клетки, как бы изнутри. Так и происходит — мы смотрим на мир и самого себя глазами клетки. Но можно сменить фокус и воспринимать себя полноценно. Я — это вся Вселенная, весь Творец. И не только капля — это часть океана, но и в этой капле содержится океан. Не только я — часть всего, но и все вокруг, вся Вселенная, — это лишь часть моей личности. Все люди вокруг — это части моей личности тоже, и я вберу их в себя, когда будет нужно. Я действую повсюду, пребывая в себе, и сразу пребываю во всем. И законы внутри Вселенной установлены мной, и ответственность за все тоже лежит на мне.

Для того, кто первый раз примеряет на себя личность Вселенной (Творца) и пробует изменить фокус, это может звучать несколько помпезно. Но на самом деле это не возвышает человека, а ставит его на его место, — на то, на котором он был всегда. И когда человек из Учения говорит, что относится к людям и миру как к себе, то он говорит об этом буквально. В прямом смысле, это и есть он. Более узкие принципы типа «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», то есть милосердие, желание помочь другим, — это лишь отдельный узкий аспект этот осознания. Восприятия мира как части себя, своей личности, — это желание заботиться о мире в широком смысле, и даже не как о своем доме, но как о своем теле, которое требует заботы, ухода, и, во многом, лечения. Такое осознание позволяет искоренить большинство проблем — ведь никто не будет желать самому себе зла, не будет завидовать самому себе, обманывать себя, причинять боль, считать, что одна его частица хуже другой. Это было бы абсурдно. Вбирая в себя мир, мы взращиваем лучшее в нем и пытаемся побороть худшее; мы становимся терпимее к собственным недостаткам в других людях, но одновременно делаемся небезразличны и строги к изъянам, желая исправить их; мы можем радоваться за свои успехи, сделанные другими частицами нас, и будем помогать им в этом.

Подобное восприятие позволяет кардинально переосмыслить и сделать лучше отношение ко всему вокруг. Люди из Учения живут не только для мира, но и самим миром. Из этого вытекает и четвертый аспект Единства, уже более прикладной: человек как бы постоянно находятся в питательной среде, — ведь мир питает и поддерживает сам себя. Все силы, которые нужны, даже для самого сложного и как будто недостижимого, — они уже содержатся в человеке априори. Нет ничего, чего человек не мог бы, если это необходимо. Все вокруг старается помочь человеку в достижении его главной цели — преображении Вселенной. Поэтому нет абсолютно ничего, чтобы могло бы ему помешать, кроме него самого.

Сопротивление содержится только в самом человеке, как на уровне клетки, так и на уровне Вселенной. Но сила сопротивления такова, что оно преодолимо. Сила сопротивления в Учении именуется Драконом, и она необходима для эволюции, как движущий механизм: преодолевая его, развивается Дух. И в этом принципе содержится благо: «Противление Дракону даёт силу, ибо противление это есть благо, а Благо содержит в себе всю полноту силы» (Эосфор VII, 14). Это словно прививка, которая призвана не насадить болезнь, но породить иммунитет к ней. И в этом еще один аспект единства — и дурное существует ради блага, для того, чтобы быть искоренено. Необходимость расщеплять мир на «белое» и «черное», как две враждующие стороны, отпадает. Борьба между ними происходит, но лишь на должном уровне и в должных масштабах. И в дурном ровно столько же дурного, как в гантели, которую поднимает спортсмен, чтобы стать сильнее. Если он уронит ее себе на ногу, то это совсем не вина гантели.

Видя эти аспекты Единства, я не могу не радоваться. Ведь они преображают мир, — для меня, для всех моих частиц, и для меня в других частицах. Я буду ждать, когда все мое вернется ко мне уже в новом качестве. Если мы и говорим о пути к себе, который все люди так стремятся найти, то в Учении эта фраза звучит максимально полно и наглядно: ведь все едино, и иного пути, нежели путь к себе, просто нет.

© Амрадхари, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *