Дверь, открытая для всех

В пандэкте есть такие слова: «Извлечённый из недр забвения, раскрывается перед достойными цветок Амра, — око белого огня» (Путь V, 1). Это из речи, произнесённой Шер-Андером к Ананде 2500 лет назад. Под цветком Амра подразумевается Учение. Много раз извлекался он из недр забвения, раскрываясь перед достойными. Перед какими же «достойными»? Почему только перед ними?

Нынешнее откровение отличается от предыдущих. Они не имели своей целью передачу Истины всему человечеству. Тогда это должно было быть лишь импульсом, толчком в нужном направлении, дабы помочь человечеству выйти из духовного и морального кризиса. Остальной путь, путь познания, оно должно было проделать само. Впереди было ещё достаточно времени и возможностей для этого. Потому и не было нужды широко распространять Учение. Однако знания нужно было сохранять, передавать дальше и распространять опосредованными путями. Для этого и подбирались умные, верные, целеустремлённые и сильные люди. Именно они подразумеваются под «достойными». Было их всегда немного — от нескольких человек до нескольких тысяч, смотря по обстоятельствам. Это всегда был закрытый круг, из которого если и выходили знания в виде речей и наставлений, обращённых к посторонней аудитории, то касалось это общих морально-этических тем, без углубления в основы Учения. Фактически, тогда Учение было эзотерическим, и дверь его отворялась лишь перед некоторыми.

Из житийных текстов пандэкта видно, каким строгим был отбор. Учителя порой были очень суровы со своими учениками, обучали их довольно жёсткими методами и подвергали испытаниям. Почему? Потому что Учение тогда не имело в виду создание общин «просто верующих», живущих обычной жизнью, ориентированной на быт, и лишь старающихся при этом следовать моральным принципам Учения. По нескольким текстам можно понять, что нечто вроде таких общин порой возникало, — из людей, стремившихся следовать наставлениям Учителей. Но цель была не в этом. Особое внимание уделялось подбору людей, способных глубоко понять Учение, хранить его, несмотря ни на какие трудности и опасности, и, уже в свою очередь, передавать дальше. Учителя старались подбирать таких, кто имел задатки для того, чтобы в перспективе стать Учителем. Конечно, не все поголовно ученики были такими; но на личные качества в любом случае обращалось особое внимание. Учителя тех времён действовали по принципу «Лучше меньше, да лучше».

Хорошо ли это? Для тех времён, тех обстоятельств и той необходимости это было правильно, — следовательно, хорошо. Сейчас всё иначе — и это тоже правильно и хорошо. Потому что ситуация уже другая.

Теперь Учение предназначено для всех. Поэтому никакого отбора по личным качествам и способностям больше нет, и учеником может стать любой. Некоторое время человек просто учится, затем принимает решение, хочет ли он стать последователем Учения или нет. Бывает, звучит вопрос «Есть ли какие-то ограничения для вступления в Учение?». Ограничение одно: возрастное. По Учению, человек становится взрослым в 21 год; это возраст совершеннолетия. Только начиная с этого возраста можно вступить в Учение, не раньше. Само вступление — простая, минутная процедура, в ходе которой принимающий задаёт вступающему несколько вопросов, а тот даёт ответы, удостоверяющие, что он осознаёт важность своего шага и действительно намеревается следовать Учению. Выход из Учения происходит ещё проще: уходящий сообщает о своём решении, и всё.

Несколько раз меня спрашивали, всё ли Учение открыто для всех, или в нём всё же имеется некий тайный уровень посвящения, некая секретная часть доктрины, доступная немногим. Различные учения, претендующие на особую эзотерическую глубину, и всякого рода мистики приучили народ к тайнам, к тому, что знания о подобных вещах ну никак не могут быть общедоступными. Да и атмосфера кругов посвящённых, многократно описанных в беллетристике, создаёт в воображении публики этакий романтический флёр таинственности. И когда я отвечаю, что ничего такого у нас нет, то, как правило, следует два вида реакции. Одни не верят мне, и в моём отрицательном ответе видят попытку сокрыть те самые эзотерические тайны. Другие разочаровываются, — дескать, что это за учение, в котором нет уровня глубокой эзотерической мудрости?

Что интересно: похожая реакция бывает и тогда, когда меня спрашивают, сколько я беру с учеников. Услышав ответ «Нисколько. Я учу бесплатно», некоторые делают вывод: «Тогда это несерьёзное учение, которое ничего не может дать ученикам. Потому что всё хорошее стоит денег, — и чем учение лучше, тем дороже должно стоить обучение». Увы, есть люди, даже духовность меряющие на деньги. Общество потребления и торгашества ломает психику очень основательно.

Когда-то Учение действительно было эзотерическим, и его дверь отворялась не перед всеми, кто в неё стучался. Теперь она открыта для всех. Больше нет эзотеричности, — ни в целом, ни на каком-то особом уровне посвящения. Да и никаких определённых уровней или ступеней посвящения тоже нет. Каждый последователь просто изучает Учение настолько глубоко, насколько хочет. Нет также и финансовых препятствий. Здесь ни с кого не требуют денег, — ни за обучение, ни за вступление, ни за какую-либо атрибутику или обряды. Возрастное ограничение — это, на самом деле, мелочь, временная помеха. Единственное, что действительно может помешать вступить в Учение, — это нежелание следовать ему. Сейчас много тех, кто числится в какой-либо религии или учении чисто номинально, фактически не придерживаясь его принципов. Такие сами закрывают себе дверь в Учение. Это как если бы кто-то постучался в библиотеку, но заявил при этом, что не собирается соблюдать библиотечных правил, а будет вести себя в ней как на стадионе. Естественно, его не впустят. И это нормально для любого учреждения, организации или сообщества, где действуют определённые правила. В том числе, для Учения.

Его дверь открыта. В неё может войти любой. Любой, кроме только тех, кому оно на самом деле не нужно, кто не желает учиться и следовать ему. Но это зависит уже не от Учения, а от стремления самого человека. Кто тебе виноват, если ты не можешь войти в распахнутую дверь?

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *