Двадцатидневье XI, 4

dvadcatidneve-xi-4

Не желай зла потому, что нет в мире ничего, что заслуживало бы его. (Двадцатидневье XI, 4)

Ничто в мире не заслуживает зла. Возможно, это звучит странно, — но это так. Ключевое слово здесь «заслуживать». То есть желать зла — значит желать зла не просто так, а за что-то, в качестве кары или мести. За что же?

Может быть, кары или мести заслуживает хищный зверь, убивший кого-то? Но он так устроен, и не виноват в том, что делает. Сердиться на него не имеет смысла, и мстить ему — всё равно что мстить ребёнку, не понимающему, что он сделал кому-то больно. Может быть, некое явление Природы, чем-то кому-то помешавшее, или такое, из-за которого пострадали люди? Но это просто законы Природы, сердиться на которые нелепо. Это как желать покарать старость или отомстить смерти. Может быть, это человек, которому ты завидуешь? Но это вопрос твоей душевной чистоты. Если он красивее, сильнее, умнее, талантливее тебя, то порадуйся за него, — потому что иначе окажется, что ты захлёбываешься в собственной грязи. Если он успешнее или богаче тебя, и достиг этого честным путём, то порадуйся тоже. Если же нечестным, то скорби о нём, ибо он топчет и марает собственную душу. Можно желать ему справедливого наказания, — но не из ненависти и желания мести; и когда он будет наказан и будет от этого страдать, это не должно приносить тебе удовольствия, потому что человек страдает. Так же и с любым злодеем. Если он вершит зло по незнанию, то это — его трагедия, и он заслуживает сострадания и помощи в преодолении своей слепоты. Если же он вершит зло намеренно, то это значит, что его ум и душа больны, и он заслуживает жалости. Даже если он поднял на тебя или другого оружие, и ты вынужден защищаться или защищать другого, то при этом не следует ненавидеть или пылать злобой. Он не понимает, что творит, ибо его ум и душа больны. Нужно желать ему не страданий или смерти, а исцеления. Если же ты, защищаясь или защищая, вынужден причинить ему боль, пусть это не радует тебя, а будет твоей скорбью. Даже злодеи не заслуживают зла: не для него они рождаются. То, что они вершат зло, — это их беда, страдание той лучшей сущности, которая живёт в них так же, как и в прочих.

Мир существует не ради зла, — иначе он разрушился бы, едва появившись. Все и всё существует ради блага и совершенствования, ради лучшего, а не ради худшего. Зло подобно смертельной болезни. Кто может заслуживать болезни? Или ещё хуже: кто может заслуживать того, чтобы стать болезнью? Никто. А ведь тот, кто желает зла, становится его вершителем, — пусть даже не на деле, а лишь в уме и в душе, но становится, и это марает и калечит его ум и душу. Желая зла другим, даже дурным людям, ты впускаешь его в себя и даёшь ему логово и пищу. Даже воин, сражаясь, не должен желать зла своему противнику. Он должен сражаться не для того, чтобы причинить зло, а для того, чтобы не позволить причинить зла. Иначе его борьба станет простой заменой одного зла другим.

Люди смогут сделать мир лучше, только если будут учиться не желать зла. Тогда и вражды, и битв будет становиться меньше. Тогда будет становиться меньше и яда злобы в повседневной жизни людей, и станет меньше страданий. В жизни человечества был великий момент, изменивший всё, — когда некто научился добывать огонь. Были и другие подобные моменты: когда человек научился сеять хлеб, изобрёл колесо, вышел в космос, и так далее. Но ещё более великим моментом станет день, когда люди поймут, что никто и ничто не заслуживает зла. В этот день мир людей изменится так, как не менялся ещё никогда.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *