Четыре листа IV, 45

Кто не ищет счастья в наслаждении злом, тот одолеет в себе зло. (Четыре листа IV, 45)

Может ли человек победить свои пороки? Безусловно, может. Это следует уже из самого его предназначения. Если он порождён для того, чтобы через познание, верный выбор и преодоление дурного совершенствовать Дух, то было бы нелогично и нелепо, если бы он не был наделён способностями и силами для этого. Природа же мудра и практична. Поэтому потребные способности и силы заложены в него изначально. Они заложены в самую его сущность. Он способен бороться с дурным в себе и вокруг себя. Бороться и побеждать.

Зло в человеке проявляется через пороки. А пороки, как известно, приятны. Поэтому люди склоны поддаваться им. Алчному приятны деньги, развратному — блуд, агрессивному — насилие, и так далее. И как существо, могущее быть очень эгоистичным, человек склонен думать, что хорошо то, что приятно лично для него. Он ищет этой приятности, он видит в ней своё счастье. И, конечно же, вряд ли захочет бороться со своими пороками. Ведь так он потеряет удовольствия, которые для себя приравнивает к счастью. Более того: он наверняка столкнётся с неудобствами, проблемами и даже страданиями. Бороться со своими пороками нелегко. И борясь с ними, нелегко жить в обществе, где пороки в порядке вещей для многих и многих. В таком обществе трудно жить тому, кто не желает лгать, воровать, пресмыкаться, творить неправое насилие. Люди сами понимают это, и потому не особо стремятся становиться лучше. Они словно бы думают: «Зачем менять удовольствия и удобства на страдания и опасности? Куда лучше искать счастья в том, что приятно, чем в том, что правильно».

Именно в этом главная причина того, что многие не борются со злом в себе. Они просто не хотят. Не не могут, а именно не хотят. Кто-то настолько циничен, что поступает так, вполне отдавая себе в этом отчёт. Другие предпочитают не знать о своей силе и не замечать её в себе. Но и первые, и вторые делают это с одной целью: чтобы не потерять того, от чего им хорошо. И даже если человека мучают, а он не желает сопротивляться, то это потому, что, на его взгляд, так ему лучше. От сопротивления он ожидает ещё больших страданий, чем от унижений и издевательств. Поэтому он поддаётся пороку трусости. Вот так и происходит: люди мучают других и позволяют мучить себя потому, что видят в этом своё удовольствие и своё благо. Они ищут покой, наслаждение и счастье в своих пороках. В том зле, которое угнездилось в них.

Кто не поступает так, кто не хочет служить злу в себе, тот одолеет его. Одолеет, потому что оно слабее того хорошего, что есть в человеке. Потому что живущее в людях зло обречено на поражение. Оно существует для того, чтобы исчезнуть, оставив человеку опыт борьбы и обретённую в этой борьбе силу. Если оно живёт и побеждает, то лишь потому, что ему позволяют это. Потому, что делают себя зависимыми от противоестественных наслаждений, которые оно дарит, — так же, как наркоман делает себя зависимым от наркотиков. Порок — худший из дурманов, и зависимость от него — самая тяжёлая и губительная. Но лишь для тех, кто не хочет бороться с этой зависимостью, кто взращивает и лелеет её в себе, кто охотно служит ей. Тот же, кто хочет и старается победить её, — победит. И победить он должен, прежде всего, даже не саму зависимость, а своё нежелание победить её. Это в его силах, потому что он — человек. Разве может человек быть слабее самого себя?

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *