Блеск и нищета антропоцентризма

Самое простое и понятное определение антропоцентризма можно дать обычным языком, не углубляясь в дебри научной терминологии. Можно сказать так: антропоцентризм — это точка зрения, гласящая, что мир существует ради человека и всё в мире предназначено для того, чтобы удовлетворять человеческие потребности. Хотя можно и ещё проще: антропоцентризм — это когда ты уверен, что являешься пупом Земли, что весь мир вращается вокруг тебя, и что всё в нём существует исключительно для того, чтобы служить твоим желаниям и капризам.

Человек считает себя венцом природы. Так ли это на самом деле? Если иметь в виду природу нашей планеты на текущем этапе её эволюции, то да, это так. Хорошо. Что из этого следует? А вот здесь, как говорится, мнения расходятся.

Чем является некто, стоящий на вершине той или иной системы? Например, царь. Тем более, что человек любит именовать себя «царём природы». Итак, чем же является царь? Центром, из которого исходят различные блага, или центром, к которому эти блага сходятся? Антропоцентристы убеждены, что вторым. Хотя если включить логику, то станет ясно, что это ведь очень странно, когда царство существует ради царя. Что за нелепая система, и зачем нужен такой царь? Неужели только для того, чтобы властвовать ради самой власти и удовольствий, и чтобы перед ним всё пресмыкалось и было предметом его потребления? Гораздо более здраво и логично будет предположить, что он, являясь лучшим (предположим, что лучшим) продуктом системы, неким пиком её развития, существует для того, чтобы работать на её благо. Иначе эволюция системы не создала бы его. Потому что это означало бы создать того, кто будет хищнически эксплуатировать её, и в итоге разрушит. Что ясно видно и на примере государств и их правителей. Правитель-хищник, заботящийся только о своём личном благополучии и удовлетворении личных амбиций, разрушает государство, разоряет его, втягивает в конфликты, как во внешние, так и во внутренние, приводит к разрухе, превращает в место, непригодное для жизни. Наоборот, правитель, откладывающий в сторону личное и посвящающий себя заботам о государстве, способствует его укреплению и процветанию. То есть, проще говоря, не царство должно служить царю, а он должен служить царству. На то он и царь. В противном случае он ни кто иной, как опасный паразит, разрушающий организм, в котором обитает.

То же самое относится и к человеку вообще. Ему нравится считать себя царём, — причём царём в худшем понимании царственности. Жестоким тираном, правящим по принципу «всё подчинить и использовать, неугодное уничтожить, а после меня — хоть потоп». Таков обычный антропоцентрист. Его самолюбию очень льстит мысль, что он — центр Мироздания, что всё существует ради него. Хотя тут следовало бы задаться простым вопросом: а с чего бы, собственно? Кто ты такой, чтобы претендовать на подобное?

Ответ, скорее всего, будет приблизительно таким: «Я мыслящее существо, обладающее высокими чувствами, свободой воли, талантами и творческими способностями. Всё это уже само по себе ставит меня над всей остальной природой». Хорошо, тут не поспоришь: всё перечисленное у тебя и правда есть. Но почему ты считаешь, что всем этим ты наделён для того, чтобы быть паразитом-эксплуататором природы? Из чего здесь следует, что твои желания — высшая ценность? Неужели все эти замечательные качества призваны обслуживать сгусток тщеславия, обитающий в куске медленно разлагающегося мяса? А ведь в итоге так и получается, — потому что антропоцентризм, по сути, является формой эгоизма, а тот, в свою очередь, зациклен на удовлетворении худших психологических и завышенных плотских потребностей. Вот для этого тебе даны качества, ставящие тебя на высшую ступень эволюции? Если ты в самом деле так думаешь, тогда я позволю себе усомниться в том, что ты обладаешь первым из них, — способностью мыслить.

Антропоцентризм возносит человека на сияющие заоблачные вершины. Ведь всё существует ради него, мир простирается у его ног, поскольку предназначен лишь для того, чтобы служить ему, а Солнце совершает свой путь по небу исключительно ради его пользы и удовольствия. В таком представлении человек появляется в блеске высшего величия. Но тут следует вспомнить, что это высшее существо толком не понимает не то что окружающий мир, а даже самого себя. Что оно зачастую не способно контролировать даже самые простейшие свои желания, не говоря уж о сильных порочных желаниях. Что оно может быть слабым, бесхребетным, трусливым, лебезящим и лизоблюдствующим. Что оно может банально завшиветь и запаршиветь, просто по неряшливости. Что оно способно спиться, утратить человеческий облик, скатиться до прозябания на помойке и окончить жизнь в сточной канаве. Что оно может быть низким лжецом, вором, насильником, убийцей, и даже палачом целых стран и народов. В таком ракурсе говорить о царском величии человека и о том, что весь мир существует ради него, просто смешно и стыдно.

Я отнюдь не хочу принизить человека как такового, — хотя всё вышеперечисленное действительно имеет место быть, и от такой грустной правды никуда не денешься. Я хочу показать, как нелепы запросы антропоцентристов и как смешны они сами. Смешны, потому что их претензии явно не соответствуют реальности. Если уж ты претендуешь на царское достоинство, то изволь соответствовать. Положение обязывает. Иначе ты будешь просто-напросто нелеп.

Ладно. А если таких претензий нет, это что-то меняет? Это представляет человека в ином, более выгодном свете? Конечно. Скромный человек, понимающий, что наряду с достоинствами у него имеются и недостатки, которые его вовсе не украшают и не дают ему права считать, что он является центром мира и что весь мир должен служить ему, выглядит совсем по-другому. Нужно понимать, что всё, что тебе дано, дано не просто так, что оно направлено не на тебя, а на мир. Оно дано для того, чтобы ты мог делать мир лучше. Для того, чтобы ты имел способности и возможности служить ему. И это не фигура речи, не преувеличение. Даже если ты считаешь себя царём, то старайся быть таким правителем, который отдаёт себя служению государству, выкладывается для этого полностью. При этом ты не без недостатков, да. И параллельно должен бороться с ними, стараться стать лучше. Потому что чем лучше ты станешь, тем лучше сможешь послужить миру. Ты ему, а не он тебе.

Человек существует именно для этого. Эволюция создала его не как самодовольного и жадного суперпотребителя, — на кой бы ей сдался такой проглот? — а как благую силу, предназначенную для выполнения важнейшего дела: совершенствования мира, Вселенной, Творца. И, по ходу дела, себя самого. Потому что ему необходимо соответствовать столь ответственному предназначению. Необходимо становиться всё лучше, всё сильнее в благе. Прежде же всего ему нужно понимать своё предназначение. А антропоцентризм — уж никак не то, что могло бы в этом помочь.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *