Безбрежный океан Бытия

bezbrezhnyj-okean-bytiya

Среди вопросов, которые старается разрешить современная наука, есть и такой: является ли наша Вселенная замкнутой системой или нет? Проще говоря, есть ли у неё границы, или она бесконечна? Казалось бы, не столь уж актуальный вопрос. Каким бы ни был ответ, он вряд ли повлияет на судьбы человечества. Однако свои резоны в попытках отыскать его имеются. Это важно для понимания устройства Мироздания и законов, по которым оно существует. А значит, это важно для понимания места человека в общей картине мира. Иное дело, что найти этот ответ далеко не просто. Научный инструментарий, позволяющий проводить такие исследования, оставляет желать лучшего, а их методология выстраивается, по большей части, на ощупь. Поэтому работать приходится с фрагментарными, не вполне обоснованными или косвенными данными, и сделать окончательное заключение не представляется возможным. Существует ряд теорий, более или менее убедительно свидетельствующих в пользу замкнутости или беспредельности Вселенной. Исходя из имеющихся на сегодняшний день данных, более вероятным, как кажется, признаётся второй вариант. Хотя учитывая тот факт, что свойства пространства и времени ещё слабо изучены, а пересмотру в наше время подвергаются самые фундаментальные и, казалось бы, непотопляемые теории, — кто знает, какой из двух вариантов будет признаваться более вероятным через десять лет, и надолго ли он останется таковым.

Учение даёт однозначный ответ на этот вопрос. Наша Вселенная имеет пределы. То есть она представляет собой замкнутое пространство. Но это ставит ряд новых вопросов, самый очевидный из которых — что же тогда находится за её пределами? Гипотезы, говорящие о замкнутости Вселенной, предлагают ряд вариантов ответа. Например, такой: за пределами Вселенной находится абсолютная пустота, в сравнении с которой космический вакуум — примерно то же самое, что плотная материя в сравнении с вакуумом. Или такой: Вселенная представляет собой нечто вроде огромного пузыря, полость в некой твёрдой среде. Обе упомянутые версии предполагают и возможность существования других Вселенных помимо нашей, — таких же образований в абсолютной пустоте или полостей в тверди.

По Учению, наша Вселенная является частью ещё более обширной системы, которую тоже можно назвать Вселенной. Это можно уподобить «принципу матрёшки». Атом является частицей живой клетки; клетка является частицей человеческого организма; человеческий организм является частицей нашей Вселенной; наша Вселенная является частицей ещё более гигантской Вселенной. Схема сильно упрощена, но в целом верно отражает принцип. А что же можно сказать о той, другой Вселенной? Например, то, что и она, в свою очередь, представляет собой частицу некой ещё более грандиозной системы. И так далее. Хотя определение «грандиозная» тут не подходит. Да и никакое другое не подходит. Адекватного определения просто не существует. Масштабы нашей Вселенной, даже при её замкнутости, уже превосходят всякое воображение, и определения «грандиозная» тут явно недостаточно. Что же говорить о Вселенной, в которой она сама — песчинка? А ведь и это — ещё не предел. Предела вообще нет.

Совокупность всего существующего, беспредельно простирающегося в пространстве и времени, Учение называет Бытием. Бытие — это не некая конкретная замкнутая система, субстанция или состояние, а все системы, субстанции и состояния, вместе взятые. Оно напоминает собой организм, состоящий из бесконечного множества систем и структур. Этот организм развивается, эволюционирует. Эволюция более крупных систем слагается из эволюции составляющих их более мелких систем. Грубо говоря, Бытие представляет собой безграничную живую массу, постоянно изменяющуюся, развивающуюся, порождающую в себе разнообразнейшие системы в соответствии с эволюционными потребностями различных своих… областей, участков, регионов? Можно сказать и так, и этак, — и всё равно суть удастся передать лишь очень приблизительно. В каких выражениях рассказывать о том, для чего не придумано слов?..

При всей своей безграничности и бесконечном разнообразии, Бытие — единая система, находящаяся в едином эволюционном процессе. И принципы существования едины для всех его систем и частиц. Так, везде в Бытии есть пространство, время, субстанция (т.е. та или иная разновидность и состояние вещества) и вершение (т.е. протекание тех или иных процессов и совершение тех или иных действий). А основой законов, действующих во всех частях Бытия, являются Великие Начала, — четыре фундаментальных принципа, благодаря которым существует само Бытие в целом и любой его элемент в отдельности. О них будет подробнее рассказано в другом месте.

Возникает вопрос о начале Бытия. Каким оно было? Что было до Бытия и послужило его началом? Вообще, попытки добраться до начала всего существующего, обнаружить некую точку отсчёта, заранее обречены на провал. Потому что когда точка отсчёта обнаруживается, тотчас снова возникает вопрос «А что было до этого?». Но то, что было до этого, тоже ведь возникло не на пустом месте. А что было до него? И так до бесконечности. Всегда есть то, что было «до». Так в Бытии сменяются формы и состояния, одни полагают начало другим. Началом же начал является само Бытие. Оно не имеет начала как некоего конкретного момента, но само является началом. Существование Бытия — это миг творения, равновеликий Вечности. Он длится бесконечно во времени, непрерывно порождая Бытие, бесконечное в пространстве. Это миг творения, возникновения, который никогда не заканчивается, и в котором одновременно с возникновением происходит развитие. Бытие порождает себя само. И до Бытия было Бытие. Любая точка отсчёта — это точка отсчёта локальной системы, входящей в Бытие. А до неё была другая система, и так далее. А начало всех их вместе взятых — Бытие, постоянно пребывающее в моменте своего творения. Этот момент уходит в бесконечность назад по оси времени.

А что же впереди? К чему всё идёт? Искать конечную точку так же бессмысленно, как искать начальную. Жизнь есть движение. Чтобы жить, любая система должна развиваться. Это относится и к Бытию. И к нему — в первую очередь. Это принцип существования систем, в своей совокупности составляющих Бытие, — и он действует в них потому, что он задаётся Бытием. Из менее совершенного развивается более совершенное, и так далее. Только так существующее может существовать. Ну а беспредельному Бытию для существования требуется бесконечное совершенствование. В этом и цель его, и средство для достижения цели. Бытие стремится к тому, чтобы вечно жить и совершенствоваться; и оно совершенствуется для того, чтобы вечно жить. На волне момента своего творения оно стремится в бесконечность вперёд по оси времени.

Когда я рассказываю об этом, мне порой замечают в ответ, что в этом нет смысла. Дескать, какой смысл в бесконечном развитии? А где же результат? Я на это отвечаю так. Любой результат есть результат промежуточный, — возьми ты для примера хоть эволюцию Вселенной, хоть человеческую жизнь. За результатом всегда следует новый процесс и новый результат. Эта цепочка в любом случае не имеет конца. Меняются частности, — масштабы, строение, закономерности, цели и т.д.; но сам процесс не заканчивается. И если считать постоянное развитие бессмысленным, тогда и в каждом конкретном результате тоже нет смысла. Зачем же тогда вообще жить и что-то делать, зачем к чему-то стремиться? С другой стороны, какой смысл стремиться к некоему результату, после достижения которого закончится абсолютно всё? Какой прок в таком результате? Неужели итогом всего должна стать смерть? Это было бы, как минимум, странно. И какой смысл может быть лучше, чем вечное существование, постоянное развитие, движение вперёд, радость достижения новых и новых целей? Даже для кратковременной человеческой жизни эти принципы работают. Мы живём, постоянно к чему-то стремясь, чего-то достигая. Убрать это — и зачем тогда жить? А Бытие представляет собой совокупность всех процессов и всех результатов, для него вечное достижение и вечная жизнь — одно и то же. Мог бы кто-нибудь предложить лучший смысл существования? Сомневаюсь.

Человек — частица Бытия. Он существует по тем же основным законам и принципам, по которым существует всё Бытие. Его плоть — плоть Бытия; то, что он делает, — вершение Бытия. Он простирается вместе с Бытием в бесконечность во времени и пространстве. Он сам есть Бытие. Если осознать это, человек увидится в ином свете. Впрочем, не только он, но и всё остальное. И взглянув на простой булыжник, ты понимаешь, что это не просто человек смотрит на камень. Это Бытие вглядывается в собственную беспредельность.

© Атархат, 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *