Без опаски и предубеждения

Как правило, в различных религиях последователям настоятельно не рекомендуется, а порой и прямо запрещается чтение Священных Писаний других религий, а также книг, рассказывающих о других религиях, популяризирующих их. Такое чтение оставляется для критиков и полемистов, в задачи которых входит опровержение чужих взглядов, развенчание их как ложных. То есть их можно и нужно изучать в видах идеологической борьбы. В отношении же простых последователей действует политика уберегания их от соблазна, — каковым и являются чужие взгляды.

Почему так? В принципе, понять это несложно. Любая религия базируется на слепой вере. Её последователям предлагается принимать за Истину то, что часто выглядит очень и очень странно, и что нельзя объяснить иначе, как действием сверхъестественных сил. Самому же этому действию обычно не удаётся дать внятного объяснения; не удаётся не только понять, как это происходит, но и усмотреть в происходящем ясной внутренней логики. Остаётся только верить. Однако пытливый человеческий разум не так-то просто отключить. Он продолжает работать, продолжает искать объяснения, анализировать, даже подспудно, интуитивно. В любом случае, из двух систем, основанных на вере, для человека более притягательной будет всё же та, в которой имеется чуть больше здравых объяснений и просматривается чуть больше логики. И всегда есть вероятность, что ознакомившись с чужой религией, последователь найдёт её мировоззрение более обоснованным и убедительным. Ну а если даже и нет, то существует другая опасность. При прочих равных, человек склонен верить в то, что для него приятнее и удобнее. И вполне вероятно, что более приятной, более удобной и менее обременительной покажется ему чужая религия. Ведь если там и там нельзя доказать истинность мировоззрения или хотя бы логически обосновать её, то, по большому счёту, оказывается всё равно, во что верить. Вот тогда-то человек и начинает выбирать по критерию удобства. А значит, он может соблазниться.

К тому же, религиозный взгляд на мир обычно подразумевает чёткое разделение света и тьмы, добра и зла. Истина и те, кто её несёт людям, — это лагерь света; другая сторона — это те, кто против Истины, т.е. лагерь тьмы. По сути, это старый принцип «Кто не с нами, тот против нас». И когда последователи читают пропаганду противника, это опасно. Ведь противник может таким образом перетянуть кого-нибудь на свою сторону.

В общем, причин для того, чтобы возражать против чтения чужих книг, хватает. Это ведь ни что иное, как борьба за души. И в ней важно не только вести свою пропаганду, но и свести к минимуму влияние чужой пропаганды.

Учение же смотрит на всё это совершенно иначе. Его последователям не запрещается читать чужие Писания, и вообще книги, рассказывающие об иных взглядах. Наоборот: это приветствуется. Почему? На то есть несколько причин.

Во-первых, изучать взгляды других людей — значит познавать самих людей. Ведь человек — это не только совокупность личных качеств и способностей, но и его убеждения. От убеждений зависят его мнения по многим вопросам, его чувства, мысли, поступки. Мы все живём среди людей, которых нужно уметь понимать. Понимая, во что человек верит, ты понимаешь, почему он говорит и поступает именно так, а не иначе. Взаимопонимание очень важно. Оно помогает выработать взаимное уважение, помогает избегать конфликтов. А поскольку Учение говорит о единстве всего существующего, то получается, что познавая других людей и их взгляды, ты, в определённом смысле, познаёшь самого себя.

Во-вторых, различные мировоззрения — это значительнейшая часть истории и культуры. Не понимая их, ты не сможешь понять не только окружающих людей, но и всё общество в целом, не сможешь хорошо понимать наш мир. Ведь всё, что касается человечества, основано на тех или иных взглядах, мировоззрениях, — буквально всё, от законодательства до поэзии, от государственного устройства до питания, от словесных оборотов до методов воспитания детей. И всё это на протяжении истории основывалось на тех или иных верованиях и философских убеждениях (к числу последних относится и атеизм). То есть изучение различных взглядов имеет огромную познавательную ценность. Оно позволяет лучше понять историю, культуру и искусство, обычаи и традиции, этику, принципы социальных отношений и психологию человека. Позволяет понять истоки самых разных явлений и логику развития событий, — а значит, даёт возможность более или менее обоснованно предположить, чего следует ожидать в дальнейшем.

В-третьих, в сравнении с чужими взглядами легче понять само Учение. Сравнивая похожие или, наоборот, противоположные элементы УЕХ и какого-нибудь другого учения, сравнивая их обоснования, логику их взаимосвязей с другими элементами, их этическое содержание и то, что из них следует на практике, можно увидеть больше. Это будит мысль, стимулирует интеллектуальный поиск. Могут появиться вопросы, которые иначе не появились бы. Могут открыться нюансы, которые иначе было бы трудно заметить. Могут выявиться контрасты, которые помогут яснее разглядеть и прочнее усвоить тот или иной момент в Учении, ту или иную его особенность. В общем, знакомство с другими учениями помогает исследовать УЕХ, помогает глубже и объективнее воспринять его. Тут можно привести следующее сравнение: если ты всё время ешь только одно кушанье, тебе трудно судить, насколько оно вкусно. Чтобы оценить его вкус, нужно иметь с чем сравнить; нужно попробовать другие кушанья.

В-четвёртых, — и это очень важный пункт, хоть он и идёт последним в списке, — у каждого человека есть свобода выбора, и нельзя лишать его этой свободы. Да, он выбрал духовный путь, по которому намеревается идти всю жизнь. Но может случиться и так, что что-то изменится, и он решит оставить этот путь. Нельзя удерживать его силой, запрещая узнавать другие возможные варианты. По Учению так: даже будучи последователем и не собираясь никуда уходить, ты можешь знакомиться с другими духовными путями, с другими учениями. И если ты найдёшь, что какое-то из них более истинно, чем Учение, то можешь уйти туда. Никто не станет мешать тебе уйти, никто не станет удерживать. То есть всегда должна быть альтернатива. Если последователь не сделает другого выбора, то лишь потому, что не сочтёт это необходимым для себя, а не потому, что ему не дали такой возможности. Можно сказать даже, что если он склонен к тому, чтобы уйти, то чем быстрее он это сделает, тем лучше для него, — потому что так у него останется больше времени на освоение другого пути.

Учение не боится, что кто-то переманит того или иного его последователя. Пусть уходят те, кто избрал путь Учения по ошибке, не подумав хорошо перед тем, как сделать выбор, или не отнесясь к своему выбору достаточно ответственно. Учение не воспринимает другие учения как пути зла, а в принадлежащих к ним людях не видит недругов. Да, оно не считает эти пути истинными, — но уважает их и выбор их последователей. Оно не ведёт агрессивной борьбы за души, стараясь любой ценой привлечь и удержать людей. Оно предлагает своё видение мира, но не навязывает его.

Чтение книг, принадлежащих другим мировоззренческим системам или рассказывающих о них, в Учении приветствуется, и даже рекомендуется. Это полезно во всех отношениях. И я особенно подчеркну, что это реализация права человека на получение знаний. Даже если речь идёт об ошибочных взглядах, всё равно это ценно в познавательном плане и, как минимум, расширяет кругозор. А без широкого кругозора трудно успешно идти даже по верному пути.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *