Атланты и кариатиды Вселенной

 

atlanty-i-kariatidy-vselennoj

Стоят кариатиды, надменно и красиво.
Над ними грозы плещутся, в лицо им снег летит.
И я когда-то, в детстве, завидовал их силе,
Завидовал могуществу немых кариатид.

У них такие торсы — попробуй не заметить.
У них такие мускулы — попробуй, обхвати.
И всё-таки им легче: они стоят на месте.
А мы под этой тяжестью должны ещё идти.

Идут по жизни люди, — то яростно, то нежно,
Взвалив на печи время и судьбу земли своей.
Атланты, как известно, богатыри, конечно.
Но всё же убеждаюсь я, что люди их сильней.

Р. Рождественский

В существующих на сегодняшний день книгах пандэкта термин «Великое Долженствование» не встречается. О том, что этим термином обозначается, там говорится много, так как это один из важнейших моментов в Учении: то, что касается предназначения человека. Великим Долженствованием это впервые названо в тексте «Из сердца», — очень важном, но не входящем в пандэкт. Что же оно такое?

Всё существующее занимает своё место в Природе. Каждая из частиц Мироздания существует для чего-то, играет свою роль, выполняет своё дело. Это относится и к разумным существам. Они играют в эволюции ключевую роль: через них познаёт себя и совершенствуется Творец. Вся эволюция жизненных форм — и на Земле, и во всей Вселенной — направлена на то, чтобы появлялись существа, в которых мог бы пробудиться разум. На бесчисленных планетах идёт эволюция, — идёт ради того, чтобы частички Духа могли стать осознающими себя и окружающий мир личностями, чтобы они могли понять себя и мир, узнать, что добро, а что зло, научиться делать правильный выбор между ними, стать лучше, совершеннее, и сделать совершеннее Творца. Ради этого он когда-то претворился во Вселенную. Это то, что он мог и должен был сделать. И теперь дальнейшее — включая жизнь Творца — в руках разумных рас Вселенной, в руках осознающих. Они могут и должны довести эволюцию — теперь уже более эволюцию Духа, чем материи — до нужного финала, сделав Творца более совершенным, способным испытать новое преображение. Именно это и есть то, что мы называем Великим Долженствованием. На самом деле это понятие вселенского масштаба. Оно касается всех без исключения разумных рас, — тех, которые были, есть и когда-либо будут. Оно объединяет их общим предназначением. Каждое разумное существо, рождающееся во Вселенной, рождается с Великим Долженствованием.

Казалось бы, это звучит несколько абстрагировано: «каждое разумное существо во Вселенной»… Какое-то существо где-то во Вселенной… Нет. Не какое-то и где-то, а совершенно конкретное. Например, ты, здесь и сейчас. И я. Каждый человек. Человечеству, как одной из разумных рас, досталась своя доля Великого Долженствования. И каждому из нас досталась его частица. Оно заложено в нас с рождения, на уровне более глубоком, чем подсознание или генетика. На уровне Духа. Той самой частички души Творца, несущей в себе лучшие его качества и его разум, которая при первом рождении в физическом теле становится душой человека.

Каждый из нас (будем здесь говорить о человечестве) изначально, просто за счёт того, что он родился человеком, разумным существом, имеет предназначение, — так сказать, сверхзадачу, называемую Великим Долженствованием. Это значит, что в жизни его присутствует глубинная основа, своего рода ось, стержень, вокруг которого строится всё остальное. По крайней мере, должно строиться. Это необходимо также и психологически. На протяжении всей истории люди задавались вопросом «В чём смысл существования человека, какова его роль в мире?». Конечно, можно просто жить, — есть, спать, размножаться. Как животные. Но человек — не животное (что бы там ни говорили циники и обиженные на весь род людской мизантропы). Значит, ему по силам нечто большее. Что же? Борьба за власть, погоня за славой, деньгами и удовольствиями? То есть всё то, что взращивает в людях пороки и порождает ложь, насилие и страдания? Но какой в этом смысл? Стоит ли ради этого рождаться человеком? Зачем вообще нашему миру существо, разрушающее его и себя? С другой стороны, человек обладает острым умом, глубокими чувствами, замечательными душевными качествами и творческими способностями. Неужели всё это дано ему для того, чтобы он вёл животную жизнь? С потаканием же порокам и погоней за эгоистическими удовольствиями это не только не сочетается, но и противостоит им. Значит, есть нечто большее. Большее и благое, — ради чего мы и рождаемся людьми. Что же именно? Этот вопрос звучит одним из лейтмотивов в истории, культуре, науке. Точнее говоря, даже не в науке как таковой, а в познании. Люди всегда стремились познать мир и себя в мире. Будь познание научным, философским, теологическим, мистическим в любой форме, вплоть до суеверия, — оно всегда преследует главную цель: понять устройство и смысл существования мира и понять место в нём человека. А что это, как не стремление увидеть своё долженствование? Что, как не поиск той самой сверхзадачи, наличие которой и ощущается интуитивно, и предвидится разумом, — потому что без неё разум не находит смысла в самом себе? Человек всегда искал своё предназначение и создавал бесчисленные варианты схем мироустройства, и в каждой из них старался выявить своё место, свою функцию. Потому что очень трудно поверить, будто человек живёт только ради повседневной рутины, подчинения животным инстинктам и удовлетворения амбиций. Трудно поверить в такое, и ещё труднее с этим смириться. Потому что тогда всё теряет смысл. А нет смысла — нет и полноценной жизни. Да и не вдаваясь в такие рассуждения всё равно можно сказать, что в человеке чувствуется нечто большее. Чувствуется, ощущается, несмотря ни на что. Так свет пробивается через закопчённое стекло лампы.

atlanty-i-kariatidy-vselennoj2

Как и было сказано, выстроено много вариантов картины мира, выдвинуто много версий, касающихся места в этой картине человека. Одни варианты сводят всё к деятельности неких божественных сил, которым человек должен служить как раб, — при том, что вообще непонятно, для чего он этим всемогущим силам нужен. Другие варианты, наоборот, ставят во главу угла самого человека, который должен пройти по пути духовного совершенствования, достичь некоего состояния, близкого к идеалу, освободиться от плоти и перейти в вечное блаженство или покой. Третьи варианты утверждают, что человек — бездушный винтик в бездушной машине природы, и этот винтик должен выполнять некую непонятную функцию, попутно производя новые винтики. Таковы, очень схематично, основные версии. У них всех имеется один недостаток, при всём их несходстве делающий их одинаково тупиковыми: в них не видно смысла. Все они, вроде бы, показывают, в чём должна заключаться деятельность человека, — но не объясняют смысла этой деятельности. Зачем он нужен божественным силам? Каков смысл пребывания в вечном покое? К чему идёт механическое движение машины природы? Это вопросы, оставшиеся без ответов. И суть предназначения человека как была непонятной, так непонятной и остаётся.

Что же до Учения, то оно даёт достаточно простой и понятный ответ на этот вопрос, выражая его через концепцию Великого Долженствования. Предназначение человека состоит в том, чтобы содействовать Творцу в его развитии, чтобы помочь ему взойти на новую ступень эволюции. Как именно? В каждом из нас содержится частица Духа, — того, что можно назвать душой Творца. Проще говоря, в каждом из нас содержится частица его личности, его разума и его качеств. Через познание и осуществление морального выбора мы — мы, люди, и мы, разумные существа Вселенной — развиваем его разум и его качества, совершенствуем его личность. Когда весь Дух пройдёт через эту стадию эволюции, т.е. стадию пребывания в телах осознающих и развития через их познание и их вершение, тогда Творец сможет преобразиться в более совершенное существо. Зачем же всё-таки ему нужны мы, осознающие? Затем, что он — не всемогущее существо, и он не может всё менять по одному лишь своему желанию. Он подчиняется законам эволюции. А её движение — это движение небыстрое и непростое. Сейчас Творец должен пройти эволюционную стадию, заключающуюся в познании себя, так сказать, изнутри, и в реализации возможностей к самосовершенствованию, которые такое познание даёт. Поэтому ему необходимы мы. Он совершенствуется через нас. Хотя на самом деле разделение на «него» и «нас» условно. Ведь наша плоть — это его плоть, наша энергия — его энергия, наш Дух — его Дух, наш разум — его разум, наше будущее — его будущее. Мы — это он. Это даже больше, чем единство. Это тождество.

Но при всём при этом каждый из нас является уникальной личностью, со своей внешностью, интеллектом, способностями, характером, привязанностями, вкусами, привычками, жизненным путём. И все эти уникальные личности объединяются Великим Долженствованием. Они призваны выполнить его, — но не механически-бездумно и однообразно, а индивидуально, каждая по-своему, творчески. Только благодаря разнообразию вариантов и нюансов пути его частиц Дух может пройти полноценный и исчерпывающий путь развития. Для людей это естественно и нормально — реализовывать общую задачу уникальными путями. Это можно сравнить с оркестром. Он исполняет общую мелодию, — но при этом в ней у каждого инструмента свой голос и своя нотная партия. Если каждый инструмент своими уникальными средствами ведёт общую мелодию, получается прекрасная симфония. Наша симфония — путь совершенствования Творца.

Ещё это можно сравнить с потоком, состоящим из множества отдельных струй. Отдельных — но текущих в одном направлении и в одном потоке, который, собственно, из них и слагается. Наш поток — Великое Долженствование. У каждого из нас своё дело в жизни, свой жизненный путь, своя судьба, которую мы создаём сами. Это — отдельная струя в потоке Великого Долженствования. Направление её течения задаётся потоком; она течёт туда, куда течёт он. Иначе говоря, то, к чему мы стремимся и что делаем, не должно противоречить Великому Долженствованию, но должно гармонировать с ним, способствовать его выполнению. Это как бы два уровня вершения. Мы все — люди и другие осознающие — делаем одно общее дело, но каждый делает его так, как может именно он. Каждый строит свою жизнь так, как может только он, выбирая для себя дело и цели; и нужно стараться, чтобы это дело и эти цели органично вплетались в ткань Великого Долженствования, составляя с ним единое целое, содействуя ему. Чтобы они были его частью. Это — та гармония, которую так давно пытается обрести человек. Гармония между частицей и целым, между частным и всеобщим, между личным жизненным путём и жизнью Вселенной. Та гармония, когда уникальная и неповторимая струя находит свой уникальный и неповторимый путь в общем потоке, и даёт этому потоку то, чего не сможет дать никто другой. Это свой собственный неповторимый вклад в путь Творца к новому преображению.

atlanty-i-kariatidy-vselennoj3

Казалось бы, много ли может сделать один человек? Велик ли может быть его вклад в выполнение Великого Долженствования? Да, в масштабах Вселенной этот вклад зримо невелик. Но необходим. Представим себе огромный, величественный и прекрасный храм, потолок которого опирается на ряды прочных мраморных колонн. Эти колонны необходимы, — все вместе и каждая в отдельности, — потому что без них храм обрушится. Мы, — мы, разумные существа Вселенной, и мы, люди, — подобно этим колоннам, служим опорой для самой Вселенной. И мы даже не колонны, а атланты и кариатиды. В архитектуре эти каменные гиганты держат на своих плечах перекрытия, балконы и своды строений. В жизни мы все — живые мужчины и женщины, живые атланты и кариатиды — держим на своих плечах судьбу Вселенной. Потому что если мы не выполним Великого Долженствования, Вселенная рухнет. Её судьба в самом деле зависит от нас. От всех вместе и от каждого в отдельности. Каждый из нас принимает на свои плечи часть этого груза, часть этой великой ответственности. Пусть кажется, что в приложении к отдельному человеку это немного, — но на самом деле это так много, что трудно даже подобрать подходящее сравнение. Каждый из нас держит на плечах Вселенную. Каменный атлант под таким грузом разлетелся бы в пыль. Живой атлант выдержит.

В качестве эпиграфа к этой статье я предпослал стихотворение Роберта Рождественского, заглавной темой звучащее в художественном фильме «Атланты и кариатиды». Закончить статью хочу также стихотворными строками, — цитатой из своей поэмы «Canzonе dolorosa».

Грядущее спешит
Прошедшему навстречу:
Никак не удержать
Стремительный поток.
И взвалит человек
Вселенную на плечи,
Не чувствуя уже
Ушедших в землю ног.

Мы в этот мир пришли,
Чтоб быть ему опорой;
Мы детьми звёзд и дня
Под небом родились.
Пусть беды за тобой
Бегут визгливой сворой,
Пусть ум кровоточит, —
Надейся и борись.

У каждого из нас
Свои труды и муки,
У каждого из нас
Своя мечта и путь,
Тревоги и печаль,
Сраженья и разлуки,
В избытке миражей,
И радости чуть-чуть.

Страдания людей
Огнём благословенным
Омоют этот мир, —
И средь других миров
Он будет наречён
Сокровищем бесценным,
И будет для него
Оправою любовь.

Любовь — душа души,
А Истина — дыханье;
Две вечные сестры,
Два феникса живых.
Они животворят
Миры и Мирозданье;
И человеку жизнь
Даётся ради них.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *