Актуальные мысли по неактуальному поводу

Если спросить кого-нибудь, какое событие связано с датой 19 мая, теперь уже вряд ли кто ответит. А когда-то, не так уж и давно, эту дату не просто помнили, но очень многие были обязаны помнить. Потому что 19 мая 1922 года была основана Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина.

Не буду сокрушаться по поводу того, что её больше нет. Я сам был пионером, — но это было в восьмидесятые годы, так сказать, уже на излёте истории организации, и оказалось формальностью. К тому времени принадлежность к пионерской организации превратилась уже почти для всех в чистую формальность, и её идеи, цели и принципы абсолютно не интересовали подавляющее большинство ребят. И тем более — взрослых, которые должны были всем этим заниматься. Подобная ситуация не должна удивлять. Пионерия была организацией, построенной на основе определённой идеологии; и когда идеология пришла в упадок, частично исчерпав себя, а частично дискредитировав, это отразилось и на детской организации. Потому что если те идеи больше уже не могли вдохновлять взрослых, то детей они не могли вдохновлять тем более.

В связи с этим имеет смысл задаться вопросом: хорошо ли, когда сама детская организация и вся (ну или почти вся) её деятельность строится вокруг идеологии? Ведь даже само слово «идеология» у многих вызывает неприятные ассоциации. Нужно ли приобщать к этому детей?

На мой взгляд, ответ очевиден. Нужно. Потому что идеология — это не вещь в себе, а одна из основ жизни человека. Это совокупность представлений о мире и обществе, вытекающих из этих представлений целей и методов, морально-этических принципов и правил. Это основа воспитания человека. Такова любая идеология. Даже если кто-то скажет, что идеология не нужна и что ребёнка следует ограждать от подобного, то такое мнение уже само по себе будет идеологией, со своими представлениями, принципами и методикой воспитания. От идеологии никуда не уйдёшь. А если попытаться оградить от неё ребёнка, то это будет означать для него изоляцию, отсутствие знакомства с моралью и принципами жизни в обществе. То есть, фактически, отсутствие воспитания.

Так что идеология в жизни ребёнка нужна. Его жизнь не должна в каждой своей детали быть пропитана идеологией; но последняя должна играть важную роль. Здесь встаёт уже другой вопрос: какой должна быть эта идеология? Их много, и среди них имеются такие, которые являются, мягко говоря, отрицательными, и даже в известном смысле бесчеловечными.

Как с этой точки зрения выглядит пионерская организация? Она была построена на коммунистической идеологии, адаптированной для детей. Можно долго спорить о том, хороши или плохи коммунистические идеи. Сейчас на постсоветском пространстве многие ещё продолжают исповедовать их, а у многих они вызывают сильнейшую неприязнь. Полагаю, в коммунистической идеологии можно обнаружить и значительные минусы, и значительные плюсы. Но если рассматривать её именно в приложении к Пионерии, то придётся признать, что плюсы в таком ракурсе проступают гораздо ярче.

Не будем идеализировать пионерскую организацию. В ней были не очень красивые элементы, — например, порой чрезмерный идеологический прессинг (отношение к детям «врагов народа», участие в раскулачивании и тому подобное). Она отчасти была патриотической, что говорит не в её пользу. Когда патриотизм преподносится как высшая ценность, как основа всего, он превращается в рассадник многих отрицательных явлений: узости восприятия, высокомерного эгоизма по отношению к другим странам и народам, шовинизма и неготовности ко взаимопониманию. Ведь по сути своей это пережиток кланового строя с его разделением своих и чужих, определяющим всё, вынесенный на государственный уровень. Попытка в настоящем жить прошлым, устаревшим. Теперь мир всё больше превращается в единый общий дом всех людей, а нации смешиваются. Значит, нужен иной подход, нужны иные ценности. И у Пионерии они были. Да: там шла речь о верности советской Родине и т.д. Но слово «советская» было важнее, чем слово «Родина». Потому что СССР позиционировался как колыбель грядущей всемирной революции, как страна, с которой начинается единство всех народов и братство всех людей. Советского пионера не учили, что он такой особенный, потому что он русский, грузин или узбек, и не учили, что Россия, Грузия или Узбекистан — лучшие места на свете, что надо любить только их, и что его братья — только люди одной с ним национальности или только граждане СССР. Наоборот: его учили, что все люди — братья, что все культуры — замечательное общечеловеческое достояние, и что можно и даже нужно отправиться на другой конец света чтобы сражаться за справедливость и счастье чужого народа как за счастье своего. Потому что чужих на самом деле не бывает.

Это не просто красивый идеологический посыл. Это именно то, что так нужно сейчас миру. Это современно — в самом лучшем значении слова. После роспуска советской пионерской организации на постсоветском пространстве стали возникать новые детские организации, — но уже патриотические. Понять это можно: каждое новое государство хотело подчеркнуть свою независимость, своё значение именно как чего-то отдельного, самоценного. Но по сути уклон детских организаций в патриотическое воспитание — это шаг назад. Даже по сравнению с коммунистической идеологией, которая, как считают многие, не выдержала испытания временем и не оправдала себя.

В пионерской идеологии было очень много хорошего. Пионер должен был вырабатывать в себе лучшие качества — честность, верность, стойкость, трудолюбие и т.д. Он должен был стремиться к знаниям. Он должен был уважать старших и помогать им. Он должен был помогать обществу, делая что-то полезное (взять хотя бы сбор макулатуры и металлолома, высаживание деревьев и т.п.). Перечислять можно долго. Всё это действительно нужно, — уже просто для того, чтобы ребёнок вырос нормальным человеком. Это и есть хорошее воспитание. И ко всему этому — ещё то, о чём шла речь выше: понимание единства всех народов и братства всех людей, уважение к другим национальным культурам как к общечеловеческому наследию. Таким образом, это было воспитание не просто нормального человека, а воспитание нормального гражданина мира.

Или могло бы им стать. Как обычно и бывает, теория оказалась более красивой, чем практика. На практике всё со временем выхолостилось и задеревенело, живая мысль и живое чувство уступили место скучной бюрократии, картонности, равнодушию и показухе. Пионерская организация вырождалась и угасала вместе с советским государством, и исчезла вместе с ним. Прекрасные идеи всемирного единства, так необходимые своему веку, так необходимые тогдашним детям, в итоге оказались выброшенными на обочину. То лучшее, что было в Пионерии, не уберегли.

А что же сейчас? А сейчас, в наше время, такие идеи нужны ещё больше. Мир с тех пор стал ещё меньше, люди разных государств, наций и культур пришли в ещё более близкое соприкосновение. Это означает одно из двух: либо они научатся жить как единое сообщество, либо они будут жёстко враждовать, со всеми вытекающими последствиями. Чтобы первый вариант имел больше шансов на осуществление, чем второй, нужно добиться изменения людей в лучшую сторону. Для этого необходимо правильно воспитывать детей. Воспитывать не в мещанско-потребительском смысле, просто обеспечивая их комфортом и возможностью сделать карьеру, а в том смысле, в каком могла бы воспитывать пионерская организация, стань она тем, чем могла бы быть. Нужно воспитывать граждан мира, любознательных, целеустремлённых (не в направлении личного обогащения и личного же благоденствования), самоотверженных и трудолюбивых не только ради себя, но и ради других. Сейчас очень нужна детская организация — причём организация международная — с такой идеологией. Но кто мог бы воплотить это в жизнь, где и как? Вопрос…

Вот такими мыслями, скорее печальными, нежели оптимистичными, отозвалась во мне миновавшая (на моих часах уже почти полночь) памятная дата.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *