10 главных вопросов

Существует ряд вопросов, которыми люди задавались всегда. Задавались в разные эпохи, в разных уголках мира, принадлежа к разным народам, будучи жителями разных государств и последователями самых разных мировоззрений. Более того: сами мировоззрения возникали как результат попыток ответить на эти вопросы. Тысячи религий и всевозможных учений, от оккультных и философских до этических и научных, выросли из этих вопросов. Почему же они так важны? Потому что без ответов на них человек не понимает мира и себя, он растерян и потерян, его жизнь оказывается пустой и бессмысленной для него же самого. Он живёт — но в то же время как бы и не живёт, ибо не понимает, ради чего всё и что ему делать. Такое состояние мучительно. Это ощущение неполноценности собственного бытия. Причиняемые им моральные страдания составляют огромную часть той боли, которая постоянно терзает человечество. И человечество всегда старалось найти ответы на важнейшие вопросы. Для него это, в прямом смысле, вопрос выживания. Потому что полноценное существование может быть только осмысленным, с пониманием того, почему, как и для чего существует мир и человек в нём.

В этой статье я хочу дать краткие ответы по Учению на самые главные вопросы. Конечно, таких вопросов больше, чем десять, и приходится как-то отбирать их для «большой десятки». Список может варьироваться, и в представлении разных людей он может выглядеть не совсем сходно. Но в этом деле и не может существовать некоего единого общепризнанного списка. Я постарался отобрать те вопросы, которые, на мой взгляд, имеют наибольшее право быть включёнными в него.

Итак, приступим, не тратя времени на длинные преамбулы.

Есть ли Творец? — Да, он существует. Природа развивается не стихийно, эволюция не спонтанна. В основе развития Вселенной и всего, что в ней есть, лежат законы, установленные Творцом. Он не сверхъестественное существо, но очень высокоразвитое и колоссальное по масштабам. Творец преобразовал (претворил) самого себя во Вселенную, установив в ней (в себе самом, в своём организме, принявшем новое состояние) законы жизни и развития. То есть всё появилось не само по себе, из ничего, и не в результате сверхъестественного акта, чуда. Законы Природы, действующие во Вселенной, основаны на законах Природы того мира, в котором обитает Творец и частью которого, таким образом, является наша Вселенная.

Каков смысл существования мира? — Наш мир — то есть планета, населённая людьми — это часть Вселенной, и существует он для того же, для чего существует она. Так что понятие «мир» следует рассматривать в более широком смысле, — не как область обитания человека и только, а как Вселенную. А она — это Творец, его тело, разум, душа. Он преобразовал себя в неё для того, чтобы пройти цикл внутреннего самопознания и самосовершенствования. Сейчас он не воспринимает окружающего мира (т.е. того мира, в котором он обитает), потому что полностью погружён в свой внутренний мир, стремясь познать себя и стать лучше. Без этого он не сможет развиваться дальше в своём мире. Поэтому смысл существования Вселенной (и нашего мира также) заключается в том, чтобы у Творца была возможность сделать следующий шаг по пути своей эволюции. То, как она устроена, способствует достижению этой цели. Она появилась ради этого.

Почему существует зло? — То, что мы называем злом, это нечто неправильное, противоестественное, разрушительное, угрожающее нормальному существованию и развитию Вселенной. Это как болезнь, с которой организму приходится бороться, чтобы выжить. И в этой борьбе он становится сильнее, совершеннее. То есть зло, которое угрожает жизни, в конечном итоге укрепляет жизнь, — и в этом смысл существования зла как такового. Оно играет роль постоянного стимула к борьбе, к движению и совершенствованию. Это что касается общего принципа, места и предназначения зла как элемента системы Мироздания. Что же до более конкретных проявлений зла, имеющих место в человеческом обществе, то их порождают сами люди. Это следствие человеческих заблуждений и ошибок, неумения и нежелания сопротивляться своим порокам и избавляться от своих худших качеств. Всё неправильное и разрушительное, что происходит в обществе, вершат сами люди. Они разрушают свой мир и мучают друг друга.

В чём состоит предназначение человека? — Во Вселенной имеется много разумных рас. Разумные существа (в терминологии Учения — «осознающие») это те, кто способен познавать, осмысливать и делать выводы, различать добро и зло и делать между ними свободный моральный выбор. Именно через них проявляется разум Творца и его свободная воля, через них он познаёт себя и становится лучше, совершеннее. Это значит, что они являются ключевым фактором его развития; от них зависит, как быстро и успешно оно будет идти и чем закончится. Человечество — одна из разумных рас. Оно играет свою роль в развитии Творца, принимая на себя часть этой огромной и важнейшей работы, а также и часть ответственности за будущее Творца (Вселенной). Познавая мир и себя и на основе полученных знаний принимая правильные моральные решения, стараясь стать лучше, мы помогаем развиваться Творцу. В этом состоит предназначение всех осознающих, и людей в том числе.

Почему люди страдают? — Страдания — это не наказание от неких высших сил. Это следствие несовершенства человека. Мы недостаточно знаем о мире и о себе самих, заблуждаемся и ошибаемся, не умеем или не хотим отказаться от того, что неправильно, но приятно или выгодно, и предпочесть то, что правильно, — даже в том случае, когда точно знаем, что именно правильно. Мы бываем очень эгоистичными и жестокими. Поэтому мы причиняем страдания друг другу и страдаем сами. Наш мир полон страданий, — но мы сами делаем его таким. Мир людей таков, каковы люди. Задача человека — стать лучше. Так он поможет не только себе, но и Творцу, частицей которого является и частицу души которого должен сделать совершеннее. Становясь лучше сами, мы делаем лучше Творца. Таким образом мы и уменьшаем свои страдания, и выполняем своё предназначение. По сути, наша боль — это боль Творца, который страдает от своих несовершенств. Люди и другие осознающие существуют для того, чтобы исправить это.

Что ждёт человека после смерти? — Смерть — это лишь смерть материального тела, но не самого человека, не его личности. Когда прекращает существовать тело физическое, остаётся тело энергетическое. После смерти каждый из нас некоторое время проводит в мире энергии, где страдает, радуется, общается, странствует и т.д., а затем вновь рождается в материальном теле. За одну жизнь очень сложно, практически невозможно достаточно познать и полностью изменить себя, избавившись от всех худших качеств и выработав лучшие. Человек проходит этот нелёгкий путь за несколько жизней; многим приходится рождаться десятки и десятки раз. В конце концов каждый достигает высшей возможной точки своего развития, став совершеннее настолько, что в дальнейших рождениях уже нет необходимости. Тогда он оставляет и энергетическое тело, и в виде частицы чистого Духа входит в мир Духа, — то есть сливается с обновлённой душой Творца. Когда все частицы Духа пройдут через осознающих и станут чище и лучше, тогда состоится преображение Творца в более совершенное существо.

Предопределена ли человеческая судьба? — Нет, она не предопределена. Предопределение превратило бы любое действие в действие чисто механическое, результат которого запрограммирован. Это исключило бы свободу воли, и мы не могли бы морально развиваться, принимая сознательные и свободные решения. А значит, не могли бы совершенствовать Творца. Жизнь человека и само его существование превратились бы в бессмыслицу. Ведь суть именно в том, чтобы через познание научиться различать добро и зло (т.е. отличать правильное и созидательное от неправильного и разрушительного), научиться разбираться в их переплетениях и по собственной воле принимать верные, морально обусловленные решения. Именно желание и умение принимать такие решения делает нас лучше. Следовательно, делает лучше и Творца, — что и требуется. Принимая свободные, не предопределённые свыше решения, человек сам формирует свою судьбу, на которую также влияют свободные решения окружающих людей.

В чём смысл жизни? — Он в том, чтобы стать лучше самому и сделать лучше мир. Так ты выполняешь своё предназначение — совершенствуешь Творца. Всё хорошее, что ты можешь сделать, служит этой цели; каждое правильное желание, правильный выбор и правильный поступок приближает её осуществление. Тем самым ты ещё и делаешь других людей лучше, и уменьшаешь количество страданий в мире. Человек появился ради выполнения предназначения. Этому должна быть посвящена вся жизнь. То есть жить нужно так, чтобы всё было подчинено главной цели — совершенствованию Творца, за которого каждый несёт личную ответственность. Как это должно осуществляться на практике — отдельный вопрос, здесь много вариантов. В идеале твой род деятельности, твоё поведение, всё, что ты делаешь в быту и т.д. должно вписываться в предназначение, содействовать его выполнению. В жизни каждого человека свои обстоятельства и нюансы, поэтому каждый достигает этого по-своему. Только надо стараться жить так, чтобы все цели твоей жизни сходились в одной высшей цели, все смыслы восходили к высшему смыслу, как ручьи, впадающие в одну реку, стремящуюся к океану.

Какой порок является наихудшим и какая добродетель является наилучшей? — Наихудшим пороком является гордыня. Это возвышение себя над другими, предпочтение себя им. Гордыня порождает эгоизм и лежит в основе большинства пороков, если не всех. Например, зависти (почему это у другого, а не у меня?), жадности (я всё заберу себе, потому что я заслуживаю это больше, чем другие), высокомерия (я лучше и выше других), тщеславия (я заслуживаю известности и почестей больше, чем другие), лживости и подлости (ради своей пользы можно обмануть и предать другого), жестокости (ради своей пользы или удовольствия можно мучить и убивать других), лени (я не хочу ничего делать, и это главное) и так далее, и так далее. Гордыня порождает и усугубляет другие пороки, добавляя в мир страдания и препятствуя нравственному совершенствованию человека. Лучшая из добродетелей — справедливость. Справедливый всегда старается всё оценивать правильно и поступать правильно. Он будет взыскателен к себе, не впадёт в гордыню, и тем самым очень облегчит себе избавление от пороков. Он будет справедлив по отношению к другим людям и миру, будет принимать верные решения. Почему я не назвал доброту или умение любить? Потому что даже не самый добрый и любящий человек, если он справедлив, будет поступать по отношению к людям и миру хорошо. А там придут и доброта, и любовь. Можно сказать, что мы познаём для того, чтобы научиться быть справедливыми. Это залог успешного нравственного самосовершенствования, — а значит, и выполнения предназначения, то есть совершенствования Творца.

Можно ли найти Истину? — Конечно. Мы постоянно обретаем её, собираем её частицы, используя свой собственный опыт и то, что можем получить от других. Ведь Истина повсюду, она вокруг нас и в нас, потому что она — сама реальность. На что ты ни посмотришь, к чему ни прикоснёшься, — всё это проявления Истины. В её познании заключается важнейший момент нашего развития: ведь если бы её нельзя было познать, то нельзя было бы нравственно совершенствоваться через моральный выбор и тем самым совершенствовать Творца. Можно сказать так: если бы реальность нельзя было познавать, то её и не было бы, так как в её существовании не было бы смысла. Конечно, познать всю Вселенную для человека невозможно. Но это и не нужно. Возможности человека позволяют ему познать достаточно для того, чтобы достичь необходимой ступени развития и внести в дело совершенствования Творца тот вклад, который от него требуется. Того, что ты можешь познать за череду своих жизней, достаточно для принятия правильных нравственных решений и выполнения предназначения. Но только при условии, что ты будешь действительно стараться познавать, будешь всё время продвигаться по пути познания, стремясь найти и принять не то, что удобно и выгодно лично для тебя, а объективную Истину, какой бы она ни была.

Вот такие ответы Учение даёт на главные вопросы. Эти ответы создают основу для всего остального, о чём оно говорит. Они как фундамент, на котором зиждится картина мира по Учению. На фундаменте естественным образом выстраивается здание целиком. Если понял эти основы, будет легче понять и Учение в целом, — его представления о Вселенной, мире, человеке, человеческой жизни и её смысле, поступках, и вообще обо всём существующем и происходящем вокруг нас, вплоть до нюансов и деталей.

Для тех, кто не знаком с Учением, озвученные выше десять ответов могут стать своего рода первым уроком, позволяющим охватить одним взглядом всю картину, — пусть в общих, но зато самых главных чертах. Для последователей же Учения, уже знакомых с этой картиной и разбирающихся в ней, они могут послужить компактно изложенным материалом для повторения основ. Ведь их повторение никогда не бывает лишним.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *